Главная
Летопись событий
История пустыни
Чудотворная икона
Историография
Новомученики
Архитектура
Настоятель
Фотогалерея
Воспоминания
Видеоматериалы
Книги , видео, аудио
Монастырская газета
Пещеры
Археология
Гостевая
Расписание богослужений
Паломничество
Публикации
Размышления на тему...
Как доехать до монастыря
Авторизация




 

 

 

 

   
Архитектура
Версия для печати Отправить на e-mail
  Троицкая церковь

    Каменная трехпрестольная церковь во имя Живоначальной Троицы была поставлена на месте старой обветшалой церкви в 1786 году по плану утвержденному лично архиепископом Московским Высокопреосвященным Платоном (Левшиным).  Зимний собор во имя Святой Троицы с пределами Николая - Чудотворца и Мученика Мины. В ней имелось три престола: средний - во имя Святой Троицы; левый - во имя Святого мученика Мины; правый - во имя святителя Николая Чудотворца. В этот храм перенесли 16 июня 1829 года чудотворную икону "Лобзание Христа Иудою" из пекарни.
    В 1859 - 1864 годах при настоятелях иеромонахе Парфении (Агееве) и Иосифе (Иванове) в Троицком соборе были проведены большие ремонтные работы. В соборе был заменен купол, храм был расписан мастерами Троице-Сергиевой Лавры и устроен новый 5-ти ярусный иконостас на пожертвования Московского купца Ивана Пименовича Тюляева. Всеми работами руководил Лаврский архитектор Малышев. 
   В 1878 году при настоятеле иеромонахе Ниле Троицкая церковь была разобрана, так как уже не могла вместить всех богомольцев и паломников в своих стенах. Новый храм был заложен летом 1878 года по проекту московского архитектора Николая Васильевича Никитина (1828-1913). Строительство храма было завершено при настоятеле иеромонахе Адриане в 1884 году. Главный престол во имя Святой Троицы был освящен 29 июня 1884 года митрополитом Московским Иоанникием. Два боковых предельных престола были освящены в сентябре 1884 года епископом Дмитровским Мисаилом. В главном пределе был сооружен трехъярусный вызолоченный иконостас, с наружной стороны обложен розовым деревом, колонны и резьба орехового дерева, резные Херувимы и Серафимы вызолочены. Внутренняя сторона орехового дерева. Храм обогревался при помощи духовой печи, устроенной в подвальном этаже. 
   Храм представляет собой монолит, прямоугольный в плане, с несколько приземистым объемом. С востока к нему примыкают три раздельные полукруглые апсиды, с запада - двухэтажная паперть. Над четырехскатной кровлей возвышается массивный барабан с высоким куполом. Основание барабана декорировано рядом килевидных кокошников.
   В декоративном убранстве храма активно использованы разнообразные элементы древнерусского зодчества: кокошники, стрельчатые и полукруглые арочки, перспективные порталы, аркатурные пояса, колонки из фигурного кирпича и прочее, что создает нарядный облик здания. Каждый из фасадов имеет килевидный фронтон, под которым в закругленном киоте располагались иконы. Вертикальное членение фасадов создается за счет стройных колонок, собранных в пилястры. Горизонтальное членение осуществляется несколькими рядами карнизов, перерезающих колонки. Полукруглые окна обрамлены стрельчатыми тягами, паперть оформлена в виде трехлопастного фронтона. Особую выразительность храму придают навесы крылец, украшенные фигурными подзорами и опирающиеся на литые чугунные столбики.
   Троицкий храм представляет собой оригинальный образец культовой архитектуры периода эклектики. В конце XIX века архитекторы часто обращались к древнерусскому наследию в поисках нового образного языка, экспериментируя и перемешивая стили. Таких храмов в России достаточно много, но все-таки среди их числа церковь Святой Троицы представляется одним из интересных экспериментов в этой области.
   

  Васильевская надвратная церковь

    Церковь во имя святителя Василия Великого, надвратная, каменная, одноглавая, начата в мае и окончена осенью 1840 года.
  "На ней глава из белого железа, крест, яблоко, репьи, ложка под главою вызолочены под кремень на меди...В Олтаре и по церкви пол настилан Гжельской лещадью, а ступени и амвон из белого камня. Церковь покрыта железом с окрашением медянкою. При крыльце две колонны из белаго камня. Ступени и площадка на крыльце, а также ступени на входную в церковь лестницу чугунныя; а площадка по лестнице из Гжельской лещади. Верхняя площадка и поручни по лестнице деревянныя. В оной церкви и в лестнице окон четырнатцать, из них пять окон с железными решетками. Под олтарем оной церкви в святых воротах устроена палатка, в ней два окна."  Церковь во имя святителя Василия Великого была самой богатой по внутреннему убранству и благолепию среди всех храмов монастыря.
  Надвратная церковь во имя святителя Василия Великого сооружена в формах позднего классицизма. Возвышающийся четверик храма перекрыт четырехскатной фигурной кровлей, несущей световой барабан, который был некогда увенчан изящной главкой в виде вазы и крестом. Боковые части здания несколько меньшего объема фланкируют основной четверик.    Вход в храм оформлен небольшим портиком с дорическими колоннами. Церковь имеет строгий облик, почти лишенный декоративных элементов; только окна второго этажа декорированы профилированными тягами.
   Внешний архитектурный облик церкви во имя святителя Василия Великого не изменялся вплоть до советского времени.

  Всехсвятская церковь в настоятельском корпусе

    В октябре 1844 года игумен Венедикт подал прошение митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету о построении на западной стороне монастыря двухэтажного каменного корпуса с церковью. Церковь предпологалось заложить на месте, где в 1829 году была обретена чудотворная икона "Лобзание Иисуса Христа Иудою". "Для построения оного корпуса почетный гражданин Федор Федорович Набилков жертвует десять тысяч рублей с тем, чтобы на самом том месте, где прежняя старая братская деревянная трапеза с пекарнею, пришедшая в совершенную ветхость, и в которой прославилась чудесами икона Спасителя, и в память сего благодатного События, устроена была церковь во имя Всех Святых; и как в настоящее время, по заведению, исправляется в ветхой пекарне ежедневное по усопших вкладчиках Чтение Псалтиря; то и в предпологаемых келлиях сего корпуса поместить престарелую болящую братию, а в церкви, которая по сему прилично может называться больничною, сверх богослужения, будет совершаться и ежедневное чтение псалтиря не нарушимо".
     Строительство началось 25 апреля 1845 года после получения указа из Московской Духовной Консистории. Проект храма с келлиями был утвержден лично Императором Николаем I. В апреле 1849 года на пожертвования купца Ф.Ф.Набилкова в храме установлен резной, вызолоченный иконостас работы мастера Павла Константинова из села Купавна. Строительство храма было завершено весной 1853 года. Освящена церковь 29 июня 1853 года митрополитом Московским и Коломенским Филаретом.  
    Снаружи на храме во имя Всех Святых написан в точную меру явленного в каменном киоте образ Спасителя лобзаемого Иудою, для поклонения всякому приходящему в монастырь. Церковь была оштукатурена снаружи и выкрашена в светло- зеленый цвет. 
   Церковь "каменная, одноглавая, с шатрообразным куполом и с хорами, на кои ход из настоятельских келий. В ней иконостас деревянный, двуярусный, покрытый тюлем и вызолоченный на полимент с таковою же резьбою..."
   Храм занимает центральное место в композиции всего сооружения, имеющего значительную протяженность: "В коем с северной стороны вверху настоятельския келлии, а внизу братския; с южной же стороны вверху рухлядная палата, две келлии, а внизу же шесть братских келлий".
  Бесстолпный четверик возвышается над боковыми крыльями, завершается рядом полукруглых скрытых закомар, четырехскатная кровля венчается луковичной главкой на граненом световом барабане, основанием которого служат также полукруглые кокошники.  Декоративное убранство церкви, как и всего корпуса, довольно скромное, оно построено на характерном для эклектики сочетании элементов классицизма и барокко: строгие классические наличники дополнены фигурными сандриками, рустованные лопатки членят весь фасад здания на три части. Эклектизм архитектурного облика здания смягчен тем, что арочные элементы заимствованы в основном из московского барокко, а классические - из петровской архитектуры. Тот и другой стиль отличались сдержанностью и строгостью. Можно даже сказать, что в целом образ настоятельского корпуса и церкви своеобразен за счет изысканности и строгости. Под храмом имеются два подвальных помещения с ажурными решетками на окнах.
    Внешний архитектурный облик церкви во имя Всех Святых не изменялся вплоть до советского времени. 

   
  Казанская церковь

   Деревянный "древнего строения" рубленый "клецки" храм во имя иконы Казанской Божией Матери перенесен в Берлюковский монастырь по указанию митрополита Московского Платона (Левшина) из села Топоркова, находящегося в пяти верстах от обители. Храм был поставлен на территории монастырского кладбища в лесу над рекой Ворей.
   В 1853 году с разрешения и по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) "церковь во имя Казанския Божия Матери, с колокольнею при ней смежно вне монастыря, отстоящая не в дальнем растоянии, перебрана снова, и под всю церковь и колокольню подведен новый каменный фундамент".
   В 1857 году при настоятеле иеромонахе Парфении (Агееве) храм был полностью отремонтирован: "церковь и колокольня снаружи и внутри оштукатурена. Покрыта вся железом и окрашена медянкою. Главы на церкве и колокольне обшиты белым железом. Кресты на ней (два) железныя с цепями вызолоченныя по мордану, яблаки под крестами медныя вызолоченныя под кремень. В церковь два входа с северной стороны: один под колокольною, другой у клироса. В церкви окон: два в олтаре, восемь в церкви, три в кумполе, под колокольною одно, всего четырнадцать окон с двойными рамами и решетками". Ремонтные работы в храме были проведены на средства священника села Чашникова, что на Петербургской дороге, Тихона Васильевича Пермского и освящена при строителе иеромонахе Парфении митрополитом Московским и Коломенским Филаретом 10 сентября 1857 года. На колокольню храма на пожертвования Матрены Алексеевны Бехтиной были водружены колокола весом в 39, 21, 9, 5, 3 и 1 пуд, изготовленные на заводе Богданова.
   При настоятеле игумене Тимолае и с разрешения Московской Духовной Консистории храм был разобран до фундамента. 30 сентября 1907 года на старом фундаменте началось строительство нового деревянного (из целиковых сосен) храма по проекту архитектора Василия Михеевича Борина. Строительство храма велось на пожертвонания Василия Никифоровича Грязнова и Ольги Яковлевны Лабзиной. Храм был освящен 28 июня 1909 года митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским). По воспоминаниям местных жителей деревни Авдотьино храм был разобран примерно в 1947 году.  
  Рубленый "клетский" храм состоял из четверика, трапезной, пятигранного алтаря и колокольни.    Основной объем имел интересную конструкцию: четверик на уровне окон второго света (примерно 2/3 высоты здания) переходит в восьмерик, покрытый граненым куполом, увенчанным главкой. Переход от четверика к восьмерику оформлен в виде угловых нависающих карнизов с фризом.
  Декоративное убранство церкви было весьма скромным: небольшие наличники на окнах простой формы, вход со стороны колокольни оформлен двумя колоннами. Колокольня невысокая, граненая, с маленькой главкой. Простота церкви и монолитное единство ее частей придавали ей своеобразие и неяркую выразительность.
   

  Храм Христа Спасителя
 
 
    Обретение в монастыре иконы "Лобзание Иисуса Христа Иудою" и последущие многочисленные исцеления от сего образа вызвали большой приток боголольцев и паломников в обитель. Монастырский Троицкий собор в котором находился чудотворный образ не вмещал всех желающих и молящиеся были вынуждены стоять вне храма. Такая ситуация натолкнула на мысль Московского купца и близкого друга настоятеля Венедикта Афанасия Емельяновича Щекина о возведении нового соборного храма во имя чудотворной иконы Спасителя. А.Е. Щекин изложил свою мысль писменно настоятелю монастыря и приложил к оному 15-ть тысяч рублей серебром. В августе 1835 года с разрешения Московской Духовной Консистории и по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) состоялась торжественная закладка храма. Вскоре после закладки было опубликовано "Воззвание к православным христианам любящих благолепие храмов Господних" от имени настоятеля монастыря иеромонаха Венедикта с братией: "Сорадуясь в сем, притекающим в нашу обитель к цельбоносной Иконе мы чувствуем священную скорбь от того, что пламенное усердие поклонников не может быть удовлетворяемо по причине непоместительности настоящего храма обители. Нередко случается, что путники, принуждены бывают во время Божественной литургии стоять вне храма от тесноты народа... по испрошении благословения Высокопреосвященнейшаго митрополита Филарета, решаюсь приступить к построению новаго соборнаго храма во имя Христа Спасителя лобзаемаго Иудою". Храм строился на пожертвования: Афанасия Емельяновича Щекина, княгини Ольги Михайловны Мосальской, княгини Варвары Михайловны Нарышкиной, графини Анны Сергеевны Шереметьевой, графини Марии Сергеевны Зориной, Варвары Сергеевны Кавериной, Давыда Ивановича Широкова, Петра Никитича Желудева, Иродиона Васильевича Воробьева, Ивана Федоровича Болдина, Варвары Гавриловны Тюляевой, Ивана Симеоновича Лабзина, Григория Тимофеевича Татарникова, Веры Михайловны Алексеевой, Василия и Симеона Логгиновичей Лепешкиных, а также купеческих династий Соловьевых и Савельевых и многих православных христиан.
    Храм строился по проекту Московского архитектора Федора Михайловича Шестакова. Строительство храма было полностью завершено в 1847 году: "Каменный, о пяти гловах; из коих средняя глава вызолочена на меди под кремень, крест и яблоки вызолочены чрез огонь, а четыре главы из белаго железа; на них кресты, яблоки и ложки под главами вызолочены под кремень. Внутри собор оштукатурен. Пол выстелан Гжельской лещадью, а спупени и Амвон из белаго камня. Собор покрыт весь железом и окрашен медянкою. При соборе три входных крыльца: с западной стороны площадка и на три схода ступени чугунныя, а боковыя устроены из белаго камня... Олтарь купол и своды росписаны живописью и Арабесками до корниза, стены покрыты колером. Иконастас напротяжении 33-х аршин в два яруса вызолочен и с резбою рококо". В храме был установлен иконостас столярный с полуколоннами, с резьбою рококо, вверху с крестом и резным на нем распятием с резными изображениями Серафимов,- весь вызолочен на полимент. Изготовлен на пожертвования купца Давыда Ивановича Широкова, который за сие богоугодное дело получил благословение Святейшего Синода. В алтаре и на стенах вместо стенной живописи были установлены написанные на полотне в вызолоченных рамах священные картины числом десять.
    Храм во имя Христа Спасителя был освящен митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) и "с Собором Почетнаго Духовенства Московскаго и братией обители и при многочисленном собрании из обитателей Царствующего града Москвы знатнейших фамилий " 12 сентября 1847 года.  
   В 1855 году отошел в вечность настоятель монастыря архимандрит Венедикт и во уважение его больших заслуг пред обителью святой погребен в специально устроенном склепе под алтарной частью храма. В 1862 – 1863 годах под храмом Христа Спасителя был построен крестообразный в плане подвал по проекту архитектора Николая Ильича Козловского, что крайне благоприятно сказалось на микроклимате храма. В 1865 – 1866 годах храм был снаружи оштукатурен и покрашен в голубой цвет, а также была довершена его внутренняя отделка на пожертвования Ивана Симеоновича Соловьева с братьями.
   Храм выстроен в стиле позднего классицизма с более поздними деталями псевдорусского стиля.Кирпичное оштукатуренное здание покоится на белокаменном подклете. Кубический его объем не имеет апсидных выступов и тем самым ориентирован на все четыре части света; со стороны каждой к нему примыкают плоские притворы. Притворы по фасадам декорированы пилястрами и фронтоном, на котором когда-то было живописное изображение.
   В стенные проемы между плоскими пилястрами по всему периметру храма располагаются окна едва света: первый составляют окна с полукруглым завершением и килевидными тягами, над ними - второй свет - круглые окна.
   Венчается храм мощным пятиглавием. Высота основного центрального барабана с полусферическим куполом равна высоте четверика, что несколько утяжеляет храм. Над центральным куполом - еще один световой барабан, на котором уже установлена главка с крестом. Остальные четыре главы имеют основания в виде восьмериков, поставленных в два яруса.
  Основой для его построения послужил один из проектов, поданный на конкурс Исакиевского собора, проводившийся в России в середине прошлого века.
   Храм Христа Спасителя всегда был летним собором обители. Живопись исполнена в академической манере, как это и было принято в церковном искусстве 2-ой половины XIX века.

  Церковь Иоанна Предтечи

   Строительство храма во имя Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна началось в 1861 году. Храм был выстроен над природными карстовыми пещерами над рекой Ворей. В этих пещерах подвизался Берлюковский старец схимонах Макарий проживший с 1841 по 1847 годы в них без выходно. Старец ископал своими руками в пещерах две келлии и по его молитвам забил источник чистой родниковой воды. Старец преставился 1 апреля 1847 года, завещав настоятелю монастыря отцу Венедикту выстроить на пещерах храм. Но не сразу удалось выполнить святой завет старца. В 1857 году началось строительство деревянного келейного корпуса у пещер, а территория старинного монастырского леса расположенного вокруг пещер была обнесена высоким дубовым забором.
   В 1861 году к настоятелю монастыря иеромонаху Иосифу (Иванову) обратился Московский купец Никита Васильевич Щенников и объявил, что: "через посредство неоднократного сновидения, желает он устроить во ... обители... Церковь - во Имя Святого Иоанна Крестителя Господня". На строительство храма Никита Васильевич пожертвовал три тысячи рублей серебром. Строительство храма велось с 1861 по 1864 годы по проекту Московского архитектора Николая Ильича Козловского. В 1864 году по рисунку архитектора Н.И. Козловского на Сибирском Каслинском заводе был изготовлен чугунный вызолоченный иконостас весом 180 пудов с иконами медной чеканки. Иконостас был изготовлен на пожертвования Никиты Васильевича и его супруги Маргариты Григорьевны Щенниковых и обошелся в тысячу рублей серебром. Окончательная отделка храма была довершена весной 1865 года. Освящение храма состоялось 15 ноября 1865 при настоятеле иеромонахе Исайе (Морозове) в сослужении с игуменом Иосифом, настоятелем Давидовой пустыни. Храм имел фасадную часть выходящую на реку Ворю, алтарная же его часть была пещерной и была устроена на месте келлии схимонаха Макария. В 1867-1868 годах при настоятеле монастыря игумене Ионе (Белобородове) был выстроен каменный келлейный корпус, соедененный с пещерным храмом и пещерами. Над источником схимонаха Макария был устроен гидропульс для поднятия воды в чашу под образом Иконы Божия Матери Живоносный Источник.
    Здание представляло собой кубический объем с четырехскатной кровлей, на которой возвышалась одна глава на высоком восьмигранном основании. Храм просуществовал до конца 1950-х годов, когда обрушился в результате разбора его стен местными жителями. 

     
  Колокольня

   Первоначальная колокольня находилась с западной стороны Троицкой соборной церкви и была деревянная, крытая тесом,  на двух столбах с деревянным крыльцом: "Надо входом в церковь Троицы построена в два этажа колокольня с порядочным и довольно согласным звоном, из коих большой слишком в 301 пуд, второй во 102, а третий в 53 пуда, литые в 1783 году, сверх того еще пять колоколов меньших". Звонница была выстроена в 1764 году.
   В 1827 году при настоятеле иеромонахе Иоанникии была выстроена новая каменная колокольня на прежнем месте. Прошло еще почти 25 лет и уже при другом настоятеле игумене Венедикте в 1851 году - возведена каменная двухъярусная, не очень высокая, крытая железом, для большого праздничного колокола, весом 1005 пудов.
   19 мая 1895 года из Московской Духовной Консистории игумену Адриану (Разживину)  поступил указ "...построить новую колокольню на жертвуемую Московским купцом Федором Никитичем Самойловым сумму 30000 рублей...". Проектировал колокольню Московский архитектор Александр Степанович Каминский, руководил работами его ученик архитектор, археолог, духовный писатель Василий Михеевич Борин, которым были выполнены все детальные шаблоны, рисунки и конструктивные чертежи. Колокольня была построена в ограде пустыни на северо-восток от соборного храма Христа Спасителя и в плане представляет собой правильный крест. Стиль колокольни русский, с оригинальными фронтонами, арками и кокошниками, на выступающих сторонах каждого яруса.
    Высота колокольни с крестом 127 аршин и 4 вершка, в окружности имеет 102 аршина. Фундамент углублен на 7 аршин до материка и выложен из белого нетесаного камня под всей площадью колокольни до цоколя.
     Производители работ были: земляных Павел Никитич Доронин, каменных Семен Петрович Петров, Яков Даниилович Котов и Иван Павлович Притуманов, кузнечных Иван Алексеевич Орлов, общий надзор за всеми строительными работами осуществлял Михаил Иванович Крашенинников. В нижнем первом ярусе помещались главные входные ворота, во втором ярусе помещался большой праздничный колокол, в третьем ярусе помещался весь колокольный звон, состоящий из пятнадцати колоколов, в четвертом ярусе был установлен часовой звон из шести колоколов.  
    На сооружение каменной колокольни пошло 266 700 кирпичей. Белый камень в основание колокольни поставлялся с Мячковского известкового завода, а все прокатные балки изготовил завод Льва Владимировича Готье.
     Это огромное массивное и стройное здание оканчивалось медным восьмиконечным вызолоченным крестом, высота которого с яблоком 12 аршин, а вес 38 пудов. Крест был изготовлен 14 сентября 1899 года Иваном Федоровичем Шуваловым.
    Начата постройка колокольни 22 июня 1895 года, торжественную закладку которой совершил 30 июля Преосвященный Тихон епископ Дмитровский с настоятелем обители игуменом Адрианом и казначеем пустыни иеромонахом Варлаамом. Завершено строительство колокольни 30 июля 1899 года. Освящение состоялось 11 июня 1900 года.




 

  
Последнее обновление ( 07.08.2012 )
 
Православие, Николаевская Берлюковская Пустынь © 2015 Официальный сайт миссионерского отдела Московской епархии Незнакомое православие. Отвергающим, сомневающимся, ищущим, ликбез, заблуждения, оглашенным, новоначальным, успокоившимся, воинам Христа. Рейтинг@Mail.ru